пятница, 27 ноября 2020 г.

"Запятая", 1985 год. Что это было?

 

В начале маленькая «присказка» - в начале января 1978 года, в одном из экипажей нашей 2-ой эскадрильи (я тогда летал на Ан-24), бортмеханик по каким то причинам, - сейчас уже не помню, на некоторое время выбыл из строя. Я тогда, как «молодой» был всегда на «подхвате». Поэтому, видимо, выбор и пал на меня, - командир эскадрильи запланировал на один полет меня как раз с этим экипажем. Рейс этот был грузовым, его заказал Воронежский завод радиодеталей (ВЗР). Надо было срочно отвезти партию груза в Новосибирск, и сразу «порожняком» вернуться назад...

 Загрузка самолета позволяла нам сделать полную заправку, и в ночь на 9 января мы вылетели в Новосибирск с одной промежуточной заправкой в Челябинске. Погода везде стояла хорошая, и ничто нам не помешало выполнить этот рейс без задержек.

 Утром мы прибыли в Новосибирский аэропорт Толмачево, представитель завода, который прилетел с нами, остался сдавать груз получателю, а мы, экипаж, отправились на отдых в гостиницу - «быстренько» поспать. И ближе к вечеру 10 января, уже отдохнувшие, на пустом самолете, и опять полностью заправившись, мы вылетели назад. Маршрут был тот же – Новосибирск-Челябинск-Воронеж.  Уже давно стемнело, и весь полет проходил в ночном небе. Ярко сияли звезды, на земле хорошо просматривались огни населенных пунктов, - было ясно. Еще не долетая до Омска, где то далеко, на горизонте,  слева, примерно на 45* от линии пути,  мы все обратили внимание на ярко светящуюся часть горизонта.  Хоть и далеко все это было, но стало заметно, что тот район был прикрыт слоистой облачностью, - она хорошо выделялась на фоне этого свечения.  Постепенно стало заметно, что источник света поднялся выше облаков, и как яркий прожектор освещал обширную зону на горизонте. Это было весьма необычное зрелище, такого никто из нас раньше в небе не видел…

 Потом этот источник, который продолжал все так же ярко «светить», несколько сменил направление движения, отклонился от вертикальной траектории влево и стал быстро уходить на восток с набором высоты. Мы летели на запад, поэтому со светящейся «звездой», движущейся вверх и на восток, мы «расходились» довольно резво.

Вскоре за этой яркой «звездой» в небе потянулся широкий белый конус. Затем «звезда» оторвалась от вершины конуса,  и расстояние между этим полупрозрачным подобием конуса и яркой голубой звездой стало быстро увеличиваться. Это было реально необычно и очень зрелищно…



Наш командир на всякий случай сообщил диспетчеру Омска о наблюдаемом явлении, на что диспетчер, каким то будничным и  скучным голосом ответил:

- Слушайте сообщение ТАСС…

В принципе, мы уже и сами поняли – это был старт космического корабля с Байконура. Как позднее, после посадки в Челябинске, выяснилось – это стартовал Союз-27 с двумя космонавтами на борту (Джанибеков и Макаров).

 Затем, второй раз, и тоже в январе, ранним вечером мне довелось увидеть в еще светлом, но уже темнеющем небе, очень похожую картину. Правда, на этот раз с земли. Это было в Архангельске, где я проходил учебу на КПК (курсах повышения квалификации), в УТО (учебно-тренировочном отряде) Архангельского управления гражданской авиации. Тогда я уже начал летать на Ту-134.

В то время, в январе 1982 года, в Архангельске уже не первый день стояла тихая, ясная, но очень морозная (-45*С) погода.  И с земли, «картина» набирающей высоту и уходящей в космос ракеты, была тоже очень впечатляющая. И, в общем то, похожее на то, что мне довелось уже увидеть из самолета четыре года назад.  Этот старт был осуществлен, как я думаю, с полигона Плесецк, в  Архангельской области.

 В тот же вечер по Центральному телевидению в новостях было объявлено об очередном успешном выведении на орбиту Земли советского спутника серии «Космос»…

 


Я позволил себе это вступление для того, чтобы читателю было понятно – такое явление, как стартующие в космос ракеты, я уже видел. Неоднократно в полетах  я наблюдал так же северные сияния и некоторые другие оптические эффекты в небе, - по своей натуре я был, и остался романтиком, и всегда с большим интересом и вниманием относился к подобным явлениям.

В то время в нашей стране тема НЛО, или если следовать официальному термину «аномальные явления в атмосфере» относились к категории запретной темы. Я не хочу сейчас размышлять  кто, зачем и почему так решил, и правильно или неправильно было прикрыть эту тему завесой какой то тайны.  Просто – в СССР так было принято…

 И, тем не менее, кое что все же «вырвалось» наружу. В первую очередь это был «Петрозаводский феномен» в 1977 году. Хоть это произошло в ночное время, но слишком много людей в Петрозаводске все же видели эту большую светящуюся «медузу» над городом, и были сделаны фотоснимки этого, назовем его «явления».  Скрыть от народа (а ведь «кому то» этого очень хотелось) это событие  тогда не удалось…

 А второй, не менее сенсационный случай, произошел осенью 1984 года, в небе над Белоруссией. Тогда с непонятным «явлением» (объектом – если быть точным) в полете встретились два самолета Ту-134А, - один Эстонского, а второй Грузинского Управления гражданской авиации.  Они оба выполняли обычные пассажирские рейсы – эстонский борт возвращался из Тбилиси через Ростов в Таллин, а грузинский следовал из Ленинграда в Тбилиси.

 О том, что произошло в ту осеннюю ночь в небе над Белоруссией, в конце января 1985 года, газета «Труд» опубликовала статью под названием «Ровно в 4.10…»

И эта небольшая статья тогда буквально «взорвала» информационное пространство.

Уже на следующий день этот материал перепечатали крупнейшие  информационные агентства и ведущие СМИ по всему миру. А что касается появления этого материала в советской центральной газете «Труд» - то, как говорится, это вызвало эффект разорвавшейся бомбы. И «первой взрывной волной», как сейчас можно найти об этом сведения в интернете, накрыло как раз всех, кто имел отношение к подготовке этого материала…

 Осенью, в октябре этого 1984 года, я как раз находился в Минске на очередных сборах КПК в УТО Белорусского Управления гражданской авиации.

(Хоть это и не по теме, - заметьте, как часто летному составу гражданской авиации СССР приходилось учиться, подтверждать квалификацию и повышать свой класс)

В нашей группе бортмехаников Ту-134 учились двое ребят из Таллина.  Но, они ни словом тогда не обмолвились о том, что произошло с одним из их экипажей.

И вот когда это событие стало известно во всем мире, где то ранней весной 1985 года, в аэропорту Адлер, случай свел меня с одним из таллиннских ребят, с которым мы учились на КПК в Минске в одной группе.  Ту-134А, прибывший из Таллина,  зарулил на соседнюю стоянку, где готовился к вылету в Воронеж как раз наш самолет.

 

Мы сразу узнали друг друга, поздоровались и, как и подобает «однокашникам», завели разговор «за жизнь»…  И в этом разговоре, на мой прямой вопрос: – «А ты это тогда уже знал?», ответ был коротким, но очень ёмким : - «Да…»

Тогда по теме осеннего «события» в небе Белоруссии, и что за этим последовало,  я узнал много нового и интересного.  Стало понятно, и почему они  тогда молчали…

В подробности я вдаваться не буду, а вот кому это интересно – может легко найти множество статей конкретно об этих  «событиях» в интернете…

 

После развала СССР, в печати, на телевидении, а позднее и в интернете, пошел,  и по сей день не прекращается,  нескончаемый и огромный поток различных статей, фотографий, видео, и других публикаций и «откровений» по теме об НЛО и инопланетянах.

Господи, чего же там только не найти!  Тут тебе и «горячие репортажи» с мест «посадок» НЛО, и многочисленные рассказы о встречах и «контактах» с инопланетянами, и байки о похищениях инопланетянами землян.  Обязательно есть свидетельства «очевидцев» о различные экспериментах «зеленых человечков» над  людьми, и о полетах на НЛО в другие миры и созвездия, - разумеется, с последующим возвращением назад,  и много, много другого вымышленного и дешевого фантастического бреда…

Однако,  все же хочу перейти к событию, ради которого я и написал эту главу с таким длинным лирическим отступлением. И это отступление я себе позволил только для того, чтобы подчеркнуть, что то "явление", о котором я хочу рассказать - совершенно не похоже на те, которые я видел, или о которых слышал и читал до этого.

 Постараюсь изложить  все коротко, по существу и без разного рода предположений и домыслов…

 

В ночь с 13 на 14 сентября, на самолете Ту-134А с бортовым номером СССР – 65756, наш экипаж выполнял рейс 2523/2524. Во второй половине ночи, из Мурманска мы возвращались в Воронеж, шли на эшелоне 10100 метров, погода была ясная, полет спокоен, болтанка отсутствовала. В тот момент мы находились еще в МВЗ (Московской воздушной зоне), Москва  осталась позади, мы подходили к Веневу.  В небе светили звезды,  а на земле, на сколько хватало глаз, огоньками светились пятнышки населенных пунктов.   

Рейс приближался к завершению, чувствовалась уже накопившаяся усталость.  С разрешения командира корабля, Валерия П., я вышел на кухню – выпить чашку кофе. Одна из наших девушек стюардесс находилась в салоне, а вторая, Таня З. была на кухне, и разливала в расставленные на подносе чашки лимонад и минеральную воду – для пассажиров.

 

Не успел я обмолвится с Танюшкой и парой фраз, как в кухню буквально «влетел» наш второй пилот Александр Г.  с растрепанными волосами (видимо одним махом скинул гарнитуру с головы), и с возбужденным видом, говорит:

- Мишка, пошли срочно в кабину!..

И сам тотчас развернулся и «рванул» назад. Я бросаю чашку в раковину, и бегом за ним…

Сашка торопясь усаживается в свое кресло, а я, еще не успеваю  ничего сообразить, только мельком гляжу на приборные доски – да все, вроде в порядке, красные или предупреждающие табло и сигналы не горят, все параметры в норме…

А  командир хватает меня за локоть, и говорит:

- Да ты не сюда, а туда, туда смотри! – и кивком головы вперед указывает мне в левое лобовое стекло кабины пилотов.

 А  там, в черном ночном небе…   Ё-моё, да такого мы отродясь не видывали!!!  Впереди, левее и немного выше полета, висит яркий оранжевый шар, абсолютно четкой правильной формы, с виду плотный – никаких намеков на  прозрачность. Да и по размерам – похоже, очень большой.  Интенсивность его свечения быстро нарастает, он «горит» все ярче и ярче, даже смотреть на него становится как то «не комфортно», глазам неприятно…

 Я спрашиваю командира и второго пилота, - да откуда он, и как  появился? Ведь пару минут назад ничего в небе не было.

Ответ, если отбросить всю ненормативную лексику, можно озвучить примерно так:

- Да ни откуда! Неожиданно и сразу «засветился»…

 Размер его и расстояние до него определить было трудно, но, в размерах он не менялся, и «висел» неподвижно. А почему мы решили, что он весьма большой и неподвижный, - да потому, что если учитывать, что мы летели со скоростью 850  км/час, он, не меняя высоты и размеров, плавно смещался относительно нас назад. На беглый взгляд  до него было километров  50-70. «Висел» он, как мы тогда посчитали, где то в районе немного южнее Рязани. Но, это только на наш взгляд, возможно мы были и не правы...

Штурман, Борис Б., попытался определить до него расстояние по радиолокатору, однако бортовой локатор его не обнаруживал…

 Как раз в это время прямо по курсу и выше нас на соседнем эшелоне 10600 метров шел встречный иностранный Боинг-747.  Он доложил диспетчеру «Москва-Контроль», что наблюдает светящийся шар. Через несколько секунд Боинг, оставляя за собой четыре густых инверсионных следа, и сверкая своими проблесковыми и навигационными огнями, разошелся с нами, уходя дальше на север…

Московский диспетчер спрашивает:

- 756-й, а вы наблюдаете левее полета светящийся объект? О нем только что доложил встречный вам борт..

- Наблюдаем, - ответил командир

- А у меня на локаторе ничего в этом районе нет, - ответил диспетчер.

 Вот как, - шар-«невидимка»…

 А дальше с этим шаром начало происходить следующее – перестала нарастать интенсивность свечения, зато снизу, слева, из шара начал быстро «расти конический хвост» - сначала он двигался вниз, потом завернулся вправо, а затем движение этого хвостика прекратилось. В небе висела большая, ярко светящаяся оранжевая «запятая», только повернутая своим хвостиком в обратную сторону. Так продолжалось несколько секунд, с «запятой» мы уже поравнялись – она была у нас строго на траверзе. И в этот момент резко, как будто кто то отключил свечение этой «запятой» - она стала быстро гаснуть прямо на глазах, зато от нее вдруг с огромной скоростью стал расходиться тонкий и яркий ореол. Это был идеальный круг, тонкий, яркий и красно-оранжевого цвета   – такого же цвета, как до этого светился шар. Ореол заполнил собой весь небосвод, нижняя часть этого круга ушла за линию горизонта, и продолжала расти, правда,  уже не так быстро. Да и интенсивность свечения ореола стала блекнуть. Вскоре «запятую» и ореол уже почти невозможно было наблюдать из кабины, так как мы с ними уже просто разошлись, продолжая полет на юг.

 

Примерно так выглядела "запятая". Стрелками я показал, как расходился от нее ореол, когда она начала гаснуть...

Я снова вышел из кабины на кухню, там полностью выключил освещение, и некоторое время продолжил наблюдать за этим «шоу» из иллюминатора входной двери самолета. «Запятая» стала бледно оранжевой и почти прозрачной, а ореол уже выглядел как две бледные и очень тонкие вертикальные дуги, - одна далеко позади, а другая далеко впереди самолета. Нижняя часть ореола уже давно, в первые же секунды его появления, ушла за видимый горизонт, а верхняя часть ореола растворилась в небе вверху – ее просто невозможно уже было увидеть из иллюминатора…

 Время уже нас «поджимало», мы, выполнив предпосадочную подготовку и проведя контроль по карте, приступили к снижению, и вскоре уже приземлились в своем аэропорту Воронеж. Рейс был завершен, и мы разъехались по домам…

У нас хватило ума не распространяться на эту тему, - в конце концов мало ли кто чего видел в полете? Видел и видел…  А что это было? Да кто его знает, не хватало нам забивать мозги и усложнять себе жизнь. В нашей стране,  да еще с нашей то работой – болтать что попало?!

Нет уж, извольте, это чревато, а нам еще до пенсии тогда было пахать – «как медным котелкам»…

Почему то, вспоминая это события, мне мысленно так и хочется сказать самому себе - как в фильме  «Неуловимые мстители»:

- А вдоль дороги – мертвые с косами стоять! И тишина…

- Брехня!..

 


Уже можно было бы и закончить эту главу, со временем и у меня все это как то сгладилось в памяти. Однако, где то в начале 90-х, когда наступили смутные времена, в Воронежском музее изобразительных искусств имени Крамского, открылась какая то заезжая из столицы, выставка. Названия ее я точно не помню, но посвящена она была «животрепещущей» тогда у народа теме – НЛО и «свидетельствами» о контактах с внеземными цивилизациями.

Я бы не при каких обстоятельствах не пошел бы смотреть всю эту чушь, но тогда мы семьей с детьми гуляли в городе, и волей случая оказались рядом с музеем. Дети стали уговаривать – пойдем в музей, посмотрим про НЛО  – ведь интересно же!

Пришлось идти…  День был выходной,  и посетителей в музее было очень много, многие с детьми.

 Без особого энтузиазма и скептически я рассматривал фотографии летающих объектов, зарисовки и «фотографии» инопланетян, снятые в разных частях мира, описания «встреч» или «контактов» с представителями других миров, ну и прочий информационный материал.

 Много фотографий и свидетельств было посвящено и упоминавшимися мной в начале этой главы, петрозаводской «медузе» и встречи НЛО с двумя Ту-134 в небе Белоруссии.

И вдруг, неожиданно, я увидел несколько больших фотографий, снятых на улице какого то небольшого провинциального российского городка (сейчас уже и не помню, какого). Здесь же на плакатах было и описание свидетелей этого «явления»…

Это была она, знакомая мне «запятая»!  И описание вполне соответствовало тому, что мы тогда наблюдали всем экипажем в ночном небе южнее Рязани!

 «Запятая» была такая же, «вывернутая» на изнанку, и про ореол тоже упоминалось…

Правда, и дата наблюдения, и место были указаны совсем другие. Стало быть, появление этой «запятой» было не единичным явлением.

Так и что же все таки это было?

Для нашего экипажа это так и осталось загадкой. А с другой стороны – а оно нам сильно было надо? Мы тогда спокойно и мирно разошлись с этим явление – каждый своей дорогой, и  это радует… 

Вот тебе и «брехня»…

 

1 комментарий:

  1. Sports betting is 1xbet korea a "vital alternative" for Disney, based on the company's CEO Bob Chapek. Rakesh Sharma is a author with 8+ years of expertise concerning the intersection between technology and business. Rakesh is an professional in investing, business, blockchain, and cryptocurrencies. Innovative 'HotBet' function that enables you to copy the bets of profitable punters & type analysts. For example you can lay a wager towards Tiger Woods to win a golf match.

    ОтветитьУдалить