среда, 4 января 2017 г.

Былое. Часть третья, Воронежский авиаотряд, 80-е - 90-е годы

Продолжение воспоминаний о некоторых "прикольных" моментах моей работы в авиации



"«Эробус» -  автобус в аэропорту Омск, 80-е годы"

В аэропорту Омска здание АДП (аэродромно-диспетчерский пункт) было расположено очень далеко от стоянок самолетов. Поэтому, как впрочем, и во многих других крупных аэропортах в те годы, круглосуточно по аэродрому, - между стоянками самолетов и АДП, ездил служебный автобус.
Он встречал прилетающие самолеты, и подвозил летные экипажи от самолета до АДП и обратно. Это было очень оперативно и удобно, особенно учитывая большое расстояние и сибирский климат.
Автобус был небольшой, с одной входной дверью впереди, которую «дистанционно» ручкой открывал и закрывал шофер.

 Такой автобус и ходил в Омске между стоянками и АДП

В общем то, ничего особенного в этом автобусе и не было, если бы не один «штрих» - во всех других аэропортах, куда мне и моим коллегам за всю жизнь довелось летать, другого такого мы не встречали.

Этот автобус отличался от всех других тем, что по всему периметру его салона, - по полукруглой части стенок над окнами, вплоть до начала потолка, была расположена целая «картинная», даже точнее сказать фото галерея, эротического содержания.
Это были яркие красочные страницы из зарубежных эротических журналов с изображенными на них полуобнаженными или откровенно обнаженными красавицами в соблазнительных позах…

 Салон автобуса

Думаю, этот автобус наверняка до сих пор помнит весь летный состав Аэрофлота СССР, который в те годы летал через Омск. Хочу напомнить, что это было время «развитого социализма»,  и таких журналов, страницы которых были расклеены по салону, в стране не было в принципе, а привозить подобное из за рубежа было запрещено законом. Но, тем не менее…

Эту галерею создал один из шоферов автобазы аэропорта, а откуда он доставал эти «шедевры» - сказать трудно. Но, никто и никогда из экипажей, которые ездили на этом «Эробусе», а иначе его и не назовешь, не выражал и тени недовольства. Наоборот, все вертели головами во все стороны, рассматривая красавиц. и делились впечатлениями. Поэтому в салоне, в любое время суток и, невзирая на усталость экипажей от длинных перелетов, всегда царило веселое оживление...

Местное руководство тоже, похоже, не возражало, потому что эта передвижная галерея существовала не один год.
Все это было аккуратно расклеено в салоне, и, надо прямо сказать – подборка была выполнена грамотно, со «знанием дела». Нередко «экспозиция» пополнялась новыми изображениями, - могу об этом смело говорить, так как через Омск мы в те годы летали очень часто.

Как то однажды зимой, глубокой ночью, мы сели в Омске, выполняя рейс на Красноярск. Пилоты и штурман уехали на «Эробусе» в АДП, а я контролировал заправку самолета топливом. Закончив заправку, я сидел за столиком в переднем салоне самолета, и мы с омским авиатехником заполняли техническую документацию. Наши девушки стюардессы принимали бортовое питание для пассажиров, багаж и почту…

В это время на «Эробусе» подъехал из АДП наш экипаж. Ребята громко разговаривали и смеялись, поднимаясь по трапу, даже в салоне были слышны с «улицы» их голоса. Первым в самолет зашел смеющийся командир и сразу, без предисловий мне говорит:
- Мишка, срочно пошли со мной в автобус, я специально попросил шофера задержаться! Ты это должен увидеть! Да и вам, девочки, тоже не мешало бы поглядеть на это «чудо»! Там, в автобусе, появился новый шедевр, - ох, блин, такие сис..., ой, пардон! – у дамы такой бюст, ну просто «отпад»!!!

Я быстро нахлобучил шапку, и на ходу застегивая пальто – по трапу с командиром вниз. Две девушки были одеты в пальто, и бросив все свои дела, тоже сразу побежали с нами. А третья, одеваясь, нам в след кричит:
- Подождите и меня, не отпускайте автобус!

«Эробус», и правда, стоял перед самолетом и ждал. Шофер гостеприимно распахнул перед нами дверь…
 М-да, новый шедевр, - «грудастая» красавица, поразила тогда нас всех наповал своими фантастическими формами…
Глубокая ночь, мороз ниже -30*, ветер гонит поземок, а у нас смех, веселье, и признаков сна или усталости – ну, «ни в одном глазу»!
Вот уж поистине – в те годы летный состав гражданской авиации, независимо от возраста, пока летал, оставался детьми!  (Пишу это, разумеется, о нашем времени, и своем поколении, а как это сейчас сказать не могу…)

Помнится еще один забавный момент, связанный с этим «Эробусом».
Однажды летом, по пути из Красноярска, днем у нас произошла задержка в Омске часов на шесть. Это было вызвано тем, что в тот год в Оренбурге, через который мы летели в Воронеж, в определенное время на несколько часов закрывался аэропорт, - в связи с ремонтом взлетной полосы. А самолет, который нам передал в Новосибирске прилетевший экипаж (в Новосибирске у нас была смена экипажа) пришел с задержкой. Вот и пришлось нам «куковать» несколько часов в Омске.

Когда подошло время вылета, мы из гостиницы пришли в АДП на медконтроль и подготовку к полету.
После прохождения медконтроля я сразу собрался ехать на самолет, а пилоты и штурман пошли в метеослужбу.

Я вышел на «пятачок» возле АДП, автобуса пока не было – он поехал встречать очередной севший самолет. Здесь же, вместе со мной автобуса ждали еще три человека – экипаж северо-корейского Ту-154. Их я сразу определил по форме, - с корейцами нам довольно часто приходилось встречаться в Сибири, либо в Новосибирске, либо в Омске. Через эти аэропорты они выполняли рейсы из Пхеньяна в Москву и другие аэропорты Восточной Европы. Все члены экипажей самолетов КНДР тогда носили военную форму, с погонами и знаками различия, и кстати весьма похожую на форму офицеров ВВС СССР.

 Ту-154 в ливрее авиакомпании КНДР

Два корейца были зрелого возраста, с сединой, оба в чине соответствующего нашему подполковнику, по моим предположениям это были командир корабля и проверяющий, - типа командира эскадрильи или пилота инструктора. Они степенно разговаривали между собой, а позади них скромно стоял невысокого роста молоденький лейтенант, скорее всего штурман, так как в руках он держал стандартный толстый портфель с полетной документацией.
Само собой, у всех троих на форменных тужурках красовались большие значки красного цвета, в виде развивающегося флага, с изображением Великого Вождя посередине…

 Такие значки носили все члены экипажей самолетов КНДР

Вскоре подъехал автобус, из него вышел прилетевший экипаж, а корейцы и я зашли в автобус. Кроме нас в автобусе больше никого не было. Я прошел в зад и сел в последнем ряду. Корейские командиры, брезгливо окинув взглядом салон-галерею и что то пробурчав по корейски, устроились на переднем кресле справа перед входной дверью, - видимо, чтобы не видеть всю эту пошлость. А молодой лейтенант-штурман сначала хотел было пройти, как и я, назад, но кто то из командиров на него «шикнул», и тот пристроился со своим портфелем позади своих пилотов...

Мне сзади хорошо было видно, как молодой кореец, пугливо посматривая на своих начальников, - чтобы не дай бог не заметили! – украдкой и тайком бросал любопытные взгляды на фото обнаженных девиц. Причем он это делал, почти не поднимая и не поворачивая голову, - «бегали» только глаза, а выражение лица при этом оставалось наигранно безразличным.

А ведь бОльшая часть «коллекции», к великому сожалению молодого корейца, находилась сбоку и позади него, но, повернуть голову он явно боялся – был заметен его страх перед грозными старшими офицерами. Даже мне было понятно, чем он рисковал, если бы его уличили в «непристойном» интересе к буржуазным пережиткам, - это крахом карьеры как минимум, если не более серьезными  последствиями. Все же это не Россия, а Северная Корея…

Однако, он все же изловчился и перехитрил своих бдительных командиров! Когда мы подъехали к корейскому Ту-154, первыми вышли пилоты и сразу направились к трапу, а штурман слегка «замешкавшись» вышел в проход между креслами, и, развернулся спиной к выходу. Он вроде как «с трудом» вытаскивал «застрявший» между сидением и спинкой переднего кресла, свой тяжелый штурманский портфель. При этом он испуганными (но горящими!) глазами мельком успел таки просмотреть всю коллекцию обнаженных дам! Меня он, естественно, не стеснялся, - главное чтобы свои не заподозрили его в «измене» родине…


 «Черный слоник» для стюардесс, 80-е годы"
Это событие я сам не наблюдал, но зато слышал в пересказе от персонажей в нем принимавших участие.
Вообще то, история короткая и смешная, но пугать людей (особенно спящих) – не лучшее «развлечение» в полете. Во всяком случае, я бы так не стал поступать. Тем более, что кто его знает, какие бы могли быть последствия для тех, кого так неожиданно ночью, да еще в полете, напугали, - здоровье и психика то у всех людей разная, а эта «шутка», кроме стюардесс, основательно перепугала и спящих пассажиров в передней части салона…

Как пример хочу вспомнить один случай, о котором примерно в начале 90-х годов сообщали в российских СМИ. А суть его такова - где то на Дальнем Востоке член экипажа рыболовного траулера, который жил один, и часто надолго уходил в море на промысел, решил своими силами сделать в своей квартире сигнализацию. Эта сигнализация, по его мнению, реально отпугнет вора, если тот попытается залезть в квартиру в отсутствии хозяина.

Для этого он установил в коридоре принесенную с работы старенькую и отремонтированную им же, списанную корабельную сирену (ревун), которую он подключил таким образом, чтобы она сработала при «несанкционированном» проникновении в квартиру. И ведь надо же было такому случиться, что когда моряк ушел в плавание, в его квартиру забрался вор.
Ну, а система охраны, как это и было задумано изобретателем, сработала…

Неожиданный и громкий рев сирены так напугал воришку, что у того не выдержало сердце, и он умер на месте. Кстати, за это «изобретение» хозяина квартиры потом привлекли к уголовной ответственности. Однако вернусь к своему повествованию…

Зимой, где то в конце 80-х годов, Ту-134 Воронежского авиаотряда, выполнял обычный пассажирский рейс. Была глубокая ночь, полет продолжался уже не первый час, в салоне был «приглушен» свет, и почти все пассажиры спали.

Стюардессы, покормив пассажиров и экипаж, прибрали все на кухне, сложили в контейнеры использованную посуду, и положив на откидное сидение у входной двери уложенную в чехол детскую люльку, присели вдвоем немного передохнуть.
Эту детскую люльку положенную поперек откидного сидения часто использовали наши девушки для того, чтобы можно было на сидении, рассчитанного на одного, присесть и отдохнуть сразу вдвоем…

В полете на эшелоне, да еще и зимой, надо честно признать, что на кухне самолета Ту-134 было весьма прохладно. Поэтому девушки накинули на свои плечи пальто, и прижавшись друг к другу, - чтобы было теплее, отдыхали. Яркий свет на кухне они тоже отключили, и разморенные монотонным шумом и накопившейся за всю бессонную ночь усталостью, незаметно задремали…

В это время из пилотской кабины вышел бортмеханик экипажа. Увидев, что на откидном сидении спят стюардессы, он решил над ними пошутить и разбудить их не совсем обычным способом.
Для этого он прошел обратно в кабину, взял свою дымозащитную маску и одел ее себе на «морду лица»…

Для справки - эти дымозащитные маски из резины черного цвета внешним видом практически ничем не отличаются от обычного противогаза, и предназначены для использования членами экипажа в случае задымления кабины в полете. Для этого они гофрированным шлангом подсоединяются либо к кислородной системе самолета на рабочих местах, либо к переносным кислородным баллонам, - если будет необходимость, например при пожаре, работать в задымленном салоне или багажных помещениях…

 Так выглядела дымозащитная маска для экипажа на Ту-134

Итак, бортмеханик с одетой на лицо черной маской и болтающимся «хоботом» шланга, во мраке кухни тихо подошел к спящим девушкам, присел перед ними на корточки и стал глубоко дышать. При этом выпускной клапан на маске создавал характерный «храп»…

Как уже потом рассказывали девушки – открыв заспанные глаза и увидев в полутемной кухне храпящую черную рожу «слоника», стоящего на карачках прямо перед ними, его большие блестящие стекла «глаз», раскачивающийся «хобот» шланга, от неожиданности они обе пришли в неописуемый ужас!

Со страха и сна, не поняв ничего в первое мгновение, они обе закричали, а та девушка, которая сидела слева, у входной двери, вскочила на ноги. От этого люлька, на которой еще продолжала сидеть вторая девушка, завалилась вправо.
От этого девушка потерла равновесие и ориентацию, упала на пол, и продолжая кричать, кубарем через спину «вкатилась» в пассажирский салон, насмерть перепугав безмятежно спящих пассажиров…

Такая вот история с «черным слоником». Если перефразировать на приличный лад один из старых советских анекдотов, то это воспоминание можно завершить словами – «и сам, б…ь, дурак, и шуточки, у тебя, б…ь дурацкие».


 "Конфуз в полете. Июль 1993 год, Македония"

Летом 1993 года работая за границей в командировке, в Скопье (Македония), однажды в полете я попал в крайне не ловкое положение. Может ни к чему это было бы здесь и вспоминать, ведь сейчас нравы людей сделали существенный «скачок» в сторону падения, и ничего особенного теперь в этой ситуации никто и не усмотрит.
Но, то был 1993 год, и нормы морали у нас в стране были все же другие, более «крепкие»…

Прежде чем вспомнить эту историю, хочу вернуться к первым дням своего пребывания в той командировке в солнечной Македонии.
В первый же вечер, как мы прибыли в Скопье, наш экипаж познакомили с двумя стюардессами, которые, помимо одной нашей девушки (которая прилетела вместе с нами), будут с нами летать в течении всей этой командировки.  Это были сербки Лилиана и Жасмина, - милые, стройные и красивые молодые женщины. Они незадолго до нас прибыли в Скопье из Белграда, и первое время тоже жили в том же отеле, что и мы.

На третий или четвертый день, пока в офисе авиакомпании оформлялись документы и пропуска, составлялось расписание рейсов и прочие заявки и согласования, и мы еще не начали летать, после завтрака мы экипажем собрались прогуляться в город. Это было утром. Я с нашими инженерами стоял возле отеля и дожидался остальных ребят, когда нас с лоджии второго этажа окликнули наши девушки.

На лоджии стояли Лилиана и Жасмина в «неглеже», и курили. Они вообще курили, как паровозы, одну сигарету за другой. Мы поздоровались. Девушки сказали, что уже окончательно составлен план и расписание полетов, и у них есть ксерокопия, - вчера вечером они были в офисе авиакомпании и расписание и план работы передали для нас, - можно забрать график.

Я спросил: – Так что, мне можно зайти забрать прямо сейчас?
- Конечно! - был ответ.
 Я поднялся на второй этаж, прошел по коридору и постучал в их номер. Дверь была не заперта, а  девчонки, услышав стук, крикнули с лоджии: - «Заходи, Миша!»
 Я зашел, остановился в прихожей. Навстречу мне с лоджии подошла Лилиана.  Она говорит:
 – Проходи, не стесняйся, что стоишь в дверях?

 Я вошел в комнату, а она тем временем начала «шарить» в своей сумочке, отыскивая нужную бумагу.
Комната номера была стандартная, двухместная. Но одного беглого взгляда на обстановку номера было достаточно, чтобы сделать вывод, что у наших девушек была «бурная ночь», и у них явно несколько «странная» ориентация…
Причины, почему я так подумал, я здесь описывать не буду.
Мне стало и не то чтобы не удобно, – в конце концов, меня они сами пригласили в такую неприбранную комнату, - но как то не « по себе».

Наконец Лилиана нашла бумагу, отдала ее мне, мы перебросились еще парой фраз, и я поспешил уйти. Чуть позднее, кое кто из нашего экипажа пытался «завязать» флирт с этими девушкам, однако тут был полный «облом».
Именно тогда один из наших инженеров обронил фразу, точно характеризующую ситуацию – «Этих женщин мужчины не интересуют».

 Однако, вернусь к конфузу. Это произошло в одном из рейсов, когда мы летели в Цюрих, шла вторая неделя нашей командировки. Пассажиров в салоне было немного, тогда, в середине июля, миграция шла в обратную сторону, из Швейцарии в Македонию. Там, в Швейцарии  начинались «большие каникулы».

Мы летели уже где то в районе озера Балатон, над Венгрией. Уже полчаса назад, как нас и пассажиров стюардессы покормили, шел второй час полета. Обстановка была спокойная. Вскоре после обеда очень захотелось всем пить. Решили выпить по бокалу сока со льдом. Чтобы лишний раз не беспокоить девчонок, я решил сам сходить на кухню за соком, и заодно размяться немного. И зря…

 Я вышел в багажник, - через иллюминатор двери отделяющей кухню от багажника, было видно, что на кухне никого нет. А на столе, как обычно стояла «батарея» бутылок и коробок с напитками, чистые бокалы на подносе, в специальном ведерке лежал пищевой лед.
Штора, отделяющая вестибюль и кухню от салона с пассажирами, была задернута. В общем – обычная для спокойного полета картина…

Я открыл дверь и зашел на кухню. На тот момент я летал уже 20 лет, меня особо и удивить то в самолете было не чем. Но тут внезапно я почувствовал состояние близкое к шоку – наши «девушки» были на кухне, просто я их из багажника не увидел. Жасмина сидела на откидном сидении у входной двери. Но в каком виде!
Голова откинута к стенке, глаза полу прикрыты от блаженства. Белая блузка была расстегнута и приспущена с плеч, бюстгальтер был снят, а Лилиана сидела перед ней на корточках и нежно целовала ее груди и шею …

Честно скажу - на какой то момент я растерялся, но тут же «взял себя в руки», развернулся и попытался уйти обратно. Однако,  дальнейшие события сразили меня наповал. Вместо того, чтобы смутиться, «девушки» спокойно продолжали свое занятие, а Жасмина, гладя и страстно прижимая к себе голову Лилианы, глядя на меня своими томными глазами спрашивает: - « Что ты хотел?»

 Мне ничего не оставалось, как ответить, -  да вот, мол, хотели с ребятами попить сока со льдом…
На что она мне ответила:
 - Я принесу вам сок чуть позднее, ну а если не трудно – налей сам, все стоит на столе. Бокалы на столе  чистые, а остальное сам разберешься что где…»

 Я отвернулся к столу, быстро набросал лед и наполнил четыре бокала соком. Поставив их на маленький поднос, я поспешил выйти из кухни. И пока я все это делал – «обстановка» у входной двери ничуть не изменилась.
 Когда я зашел в кабину – летчики тут же оба в один голос спросили «Что случилось?» - видимо все было написано у меня на лице…

Как вот тут не вспомнить крылатую фразу о тлетворном влиянии запада из популярной кинокомедии «Бриллиантовая рука»?!

 Кадр их фильма "Бриллиантовая рука"           - "Тлетворное влияние Запада..."

Комментариев нет:

Отправить комментарий