четверг, 10 октября 2013 г.

ЧП над Ростовом, 1977 год

Это воспоминание об одном чрезвычайном происшествии с самолетом Як-40К в аэропорту Ростова-на-Дону, которое произошло осенью 1977 года. Без сомнения, главная причина произошедшего  так называемый «человеческий фактор», а если проще, то можно сказать и так  - некачественное выполнение работ техническим составом при подготовке самолета и халатное отношение к своим обязанностям и контролю со стороны экипажа.

Як-40
Як-40

В те годы самолеты типа Як-40 широко использовались в Аэрофлоте на авиалиниях малой протяженности. А самолет Як-40К отличался от обычного Як-40 наличием большого грузового люка на левом борту фюзеляжа, который использовалась для загрузки и выгрузки, - в случае использования самолета для перевозки груза. В таких случаях с самолета снимались пассажирские кресла, и груз размещался и крепился в салоне. Этот грузовой люк открывался вверх.

Открытый люк на Як-40К
Открытый грузовой люк на Як-40к

Накануне события этот самолет с бортовым номером СССР–87948 выполнял грузовой рейс, и пассажирские кресла были сняты. После завершения рейса, техническим составом аэропорта Ростов самолет был снова переоборудован в пассажирский вариант, и в салоне  были установлены пассажирские кресла. Утром 13 октября самолет с пассажирами на борту вылетел регулярным рейсом по маршруту Ростов-на-Дону – Николаев…

Закрытый люк на Як-40К
Закрытый грузовой люк на Як-40к

После взлета на высоте 300 метров, в процессе разворота, по причине некачественного закрытия замков люка, за счет перепада давления, грузовой  люк открылся и скоростным напором воздуха был отброшен в крайнее верхнее положение. К люку были прикреплены два ряда пассажирских кресел. В результате открытия люка эти кресла были сорваны с мест крепления к полу салона и оказались висящими в почти перевернутом положении на люке за бортом, над фюзеляжем…

Сидевший в третьем ряду, и неплотно пристегнутый шестилетний ребенок, выскользнул из кресла. Сидевшая рядом с ним его мать так же вывалилась из кресла. Они оба упали на землю и погибли… А вот сидевший во втором ряду мужчина был пристегнут правильно и оставался за бортом, вися в кресле, до посадки.

Экипаж доложил о происшествии и приступил к снижению и заходу на посадку. После посадки, на пробеге, напор воздуха уменьшился и люк опустился. Мужчину втянули внутрь и оказали помощь другие пассажиры. Упоминания об этом случае можно найти в Интернете. Однако, мне хотелось бы добавить сюда один небольшой «штрих», который мне довелось услышать от очевидцев в тот же день…

Пассажирский салон  Як-40
Пассажирский салон Як-40

В тот день, 13 октября, и тоже утром, наш экипаж выполнял рейс 2551/ 52 на самолете Ан-24 по маршруту Воронеж- Ростов-на-Дону - Минеральные Воды и обратно. В Ростов мы прилетели днем, нас «поставили» как обычно на транзитные стоянки, почти напротив здания АДП. На соседней стоянке, правее и впереди нас, стоял Як-40, вокруг которого, на специальных столбиках, была натянута широкая красная лента. Здесь же, возле этого ограждения находились два вооруженных бойца военизированной охраны аэропорта (ВОХР).

Сразу было понятно, что этот самолет по каким то причинам сдан под охрану. Так всегда было принято делать в Аэрофлоте в случае какого то серьезного инцидента, - самолет опечатывался и ставился под охрану. И стоял так самолет под охраной  до тех пор, пока на нем не начинала работать специально созданная для этого комиссия по расследованию причин произошедшего.

Встретившие наш рейс техники наперебой стали рассказывать нашему экипажу, что здесь произошло несколько часов назад. Они утром только пришли на работу, и были свидетелями, как высаживали пассажиров этого злополучного рейса. Собралось все местное начальство, были представители милиции и дежурный врач. Пассажирам предлагалась различная помощь в организации их дальнейшей отправки в пункт назначения. Хотя, как говорили техники, большинство пассажиров после этого «полета» решили сдавать билеты и отказаться от дальнейших «услуг» Аэрофлота…

Но больше всего внимания собравшихся работников аэропорта было приковано к пассажиру, который пролетел снаружи, пристегнутым к креслу, закрепленному на откинутом вверх грузовом люке, практически в перевернутом вверх ногами положении. Техники рассказали, что несмотря на перенесенный стресс, этот мужчина был вполне адекватен, отказался от медицинской помощи, и не собирался сдавать билет. Более того, он интересовался насчет дальнейшего полета, так как, видимо, куда то спешил.

Во время полета «вне салона» скоростным напором воздуха ему оторвало один рукав на куртке, - прямо по шву у плеча. Во время разговора у самолета, он машинально все время удерживал рукой и подтягивал этот рукав на место, но тот постоянно сползал по руке вниз. Потом пассажиру надоело все время подтягивать оторванный рукав, и он его снял с руки. С удивлением глядя на оторванный рукав, повертел его в руках и сказал всем окружавшим его людям: - «Вот расскажу своей жене, от чего порвалась куртка – так ведь она мне ни за что не поверит! Даже не знаю, что и говорить… Если расскажу ей правду, что случилось – ну точно не поверит! А, блин, лучше скажу ей, что подрался!»

Вот такая «история». Страшно представить, что пережили в последние секунды жизни мать и ее малолетний сын, в мгновение ока оказавшиеся за бортом самолета в свободном падении… А пассажир, который в бешеном потоке воздуха, вцепившись мертвой хваткой в подлокотники, «висел» вверх ногами на кресле, которое в любое мгновение могло оторваться от люка? Вот так «зигзаг» судьбы… Еще раз была подтверждена старая истина, что в авиации не бывает «мелочей». А кроме того, уже от себя, хочу добавить еще и то, что советская авиационная техника была крепкая, с большим запасом прочности… Ведь не оторвало же потоком люк, - выдержали узлы его крепления, хотя они и не рассчитывались на такие нерасчетные нагрузки. А кресла? Их оторвало от узлов крепления к полу, и они держались только на узлах крепления их к люку. И более того, на одном из них сидел пристегнутый взрослый человек.  Выдержали и  сами кресла, и узлы их крепления…

Як-40К
Як-40к

Через некоторое время комиссия расследовала это ЧП, сделала выводы и определила степень вины причастных к этому событию. Был издан приказ, который изучал весь летный и инженерно-технический состав Аэрофлота. Сейчас уже и не помню, как наказали виновных в этом происшествии, но то, что наказали очень сурово – это точно. Тогда законы были не такие, как сейчас…

1 комментарий:

  1. "Их признали виновными, но потом со мной не согласился и отменил приговор Верховный суд. А при новом рассмотрении экипаж оправдали." гособвинитель по этому делк

    ОтветитьУдалить