В те же годы в Одессе существовал еще и детский трамвай. Это было некое
подобие детской железной дороги, которые в советские времена создавались
тогда в некоторых крупных городах. В Википедии написано, что этот
трамвай просуществовал с 1956 по 1960 год. Это не совсем так, я дважды
катался на этом трамвае в 1962 году. Тогда это был, скорее всего, своего
рода детский аттракцион. Линия этого трамвая была узкоколейной и
располагалась в парке им. Шевченко, в зарослях акаций. Часть пути шла
вдоль каменного забора, за которым проходил последний, перед кольцом,
участок линии трамвая маршрутов №4 и №28. Сейчас эта улица называется Лидерсовский бульвар.
Нечто подобное было и на автобусах «ЗиС». Там, сверху над кабиной шофера, были установлены три цветных плафона. И светились они тоже разным цветом, и в различных сочетаниях. И тоже, похоже, для определения маршрута в темное время. Может, конечно, это было и не для этого, но все равно было очень красиво, всем детям эта «иллюминация» очень нравилась.
На некоторых трамвайных маршрутах, в частности — на 21 (Тираспольская-Застава) ходили вполне для того времени современные и комфортабельные вагоны. В них были мягкие сидения, по правому борту одинарные, по левому борту двойные. Это были вагоны типа МТВ-82. Вагоны такого типа в те годы можно было встретить во многих крупных городах.
Очень интересные вагоны ходили в те годы на маршруте 18, от Куликова поля на Большой Фонтан. Они были длинные, четырехосные, и входные двери у них были не только впереди и сзади, но и в середине вагона. Эти вагоны были гораздо вместительнее, чем обычные трамваи. Прицепные вагоны были такие же длинные и четырехосные, а иногда встречались прицепные вагоны открытые! Ничего подобного, кроме Одессы, я тогда нигде не встречал. Боковые стенки такого вагона были сделаны в виде решетки, окон тоже не было. Крыша, конечно была. Какое же это было удовольствие прокатиться на таком вагоне в жаркий летний день! Мне посчастливилось проехать на таком вагоне несколько раз. Большое спасибо сайту «Одесса на колесах», который хранит историю одесского трамвая, - и информацию, и фотографии. Эти фотографии я и прилагаю к воспоминаниям детства.
Нельзя не вспомнить и еще одну «рельсовую» достопримечательность Одессы — фуникулер. Он был создан, как пишут историки, в 1902 году, и просуществовал до 1969 года. В те годы, которые я упоминаю, он работал в своем первозданном виде. Это была действительно историческая реликвия. На нем очень любили ездить дети и гости города. Проезд стоил 2 копейки, вагончики были красно-желтого цвета, - как и трамваи. Сам вагончик был наклонный в виде параллелограмма, и состоял из трех «купе» с деревянными скамейками. Эти купе были расположены «ступеньками», спереди и сзади вагончика были сделаны небольшие узкие площадки - «балкончики». На ограждении «балкончика» находились ручки механического тормоза. Сейчас уже не помню — ездил ли кто нибудь из персонала на балкончике... Двери вагона были соединены между собой и откатывались по направляющим сразу все вместе. Открывали и закрывали двери контролеры на перроне. Перроны были сделаны в виде ступеней, и четко стыковались с уровнями входных дверей вагонов. Вагонов было два, ходили они одновременно по «маятниковой» схеме — один вверх, другой вниз, и расходились на середине пути. Где то там же, в месте разъезда, был мостик над линией фуникулера. Он был огорожен сетчатым ограждением. Мне было всегда интересно не только прокатиться на фуникулере, но и постоять на мосту и посмотреть весь «процесс» движения вагонов. Очень красивыми и оригинальными были и станции фуникулера. Особенно мне нравилась верхняя станция, на бульваре. От станций, вагонов и самой линии фуникулера исходил какой то особый, неповторимый запах ( это был запах смазки тросов, роликов и пропитки шпал), и его я помню до сих пор. Запах детства ...
На
всех одесских трамваях снаружи, над кабиной вагоновожатого, сверху,
помимо указателя маршрута и номера линии, были две цветные лампочки.
Они были на разных маршрутах разного цвета. «Знающие люди» из моего
детского окружения, говорили, что каждый маршрут обозначен своим цветом,
- для удобства определения его издалека в темное время суток.
Нечто подобное было и на автобусах «ЗиС». Там, сверху над кабиной шофера, были установлены три цветных плафона. И светились они тоже разным цветом, и в различных сочетаниях. И тоже, похоже, для определения маршрута в темное время. Может, конечно, это было и не для этого, но все равно было очень красиво, всем детям эта «иллюминация» очень нравилась.
На некоторых трамвайных маршрутах, в частности — на 21 (Тираспольская-Застава) ходили вполне для того времени современные и комфортабельные вагоны. В них были мягкие сидения, по правому борту одинарные, по левому борту двойные. Это были вагоны типа МТВ-82. Вагоны такого типа в те годы можно было встретить во многих крупных городах.
Очень интересные вагоны ходили в те годы на маршруте 18, от Куликова поля на Большой Фонтан. Они были длинные, четырехосные, и входные двери у них были не только впереди и сзади, но и в середине вагона. Эти вагоны были гораздо вместительнее, чем обычные трамваи. Прицепные вагоны были такие же длинные и четырехосные, а иногда встречались прицепные вагоны открытые! Ничего подобного, кроме Одессы, я тогда нигде не встречал. Боковые стенки такого вагона были сделаны в виде решетки, окон тоже не было. Крыша, конечно была. Какое же это было удовольствие прокатиться на таком вагоне в жаркий летний день! Мне посчастливилось проехать на таком вагоне несколько раз. Большое спасибо сайту «Одесса на колесах», который хранит историю одесского трамвая, - и информацию, и фотографии. Эти фотографии я и прилагаю к воспоминаниям детства.
Нельзя не вспомнить и еще одну «рельсовую» достопримечательность Одессы — фуникулер. Он был создан, как пишут историки, в 1902 году, и просуществовал до 1969 года. В те годы, которые я упоминаю, он работал в своем первозданном виде. Это была действительно историческая реликвия. На нем очень любили ездить дети и гости города. Проезд стоил 2 копейки, вагончики были красно-желтого цвета, - как и трамваи. Сам вагончик был наклонный в виде параллелограмма, и состоял из трех «купе» с деревянными скамейками. Эти купе были расположены «ступеньками», спереди и сзади вагончика были сделаны небольшие узкие площадки - «балкончики». На ограждении «балкончика» находились ручки механического тормоза. Сейчас уже не помню — ездил ли кто нибудь из персонала на балкончике... Двери вагона были соединены между собой и откатывались по направляющим сразу все вместе. Открывали и закрывали двери контролеры на перроне. Перроны были сделаны в виде ступеней, и четко стыковались с уровнями входных дверей вагонов. Вагонов было два, ходили они одновременно по «маятниковой» схеме — один вверх, другой вниз, и расходились на середине пути. Где то там же, в месте разъезда, был мостик над линией фуникулера. Он был огорожен сетчатым ограждением. Мне было всегда интересно не только прокатиться на фуникулере, но и постоять на мосту и посмотреть весь «процесс» движения вагонов. Очень красивыми и оригинальными были и станции фуникулера. Особенно мне нравилась верхняя станция, на бульваре. От станций, вагонов и самой линии фуникулера исходил какой то особый, неповторимый запах ( это был запах смазки тросов, роликов и пропитки шпал), и его я помню до сих пор. Запах детства ...
Комментариев нет:
Отправить комментарий