четверг, 1 ноября 2012 г.

Об одесском узкоколейном трамвае, кондукторше, "23-й не трамвай"...

Основным видом общественного транспорта в Одессе, и в  50-е и 60-е годы, вне всяких сомнений, был трамвай. Были, конечно, автобус и троллейбус, но больше всего маршрутов были трамвайных. Одесский трамвай —  это   особое явление. О нем можно  найти много упоминаний и в литературе, и в интернете. Так же существует очень много анекдотов связанных именно с одесским трамваем. Я же пишу о том, что запомнилось мне. С  раннего детства, - с тех пор, как помню себя, я любил «рельсовый» транспорт. Это, в первую очередь, была, конечно, железная дорога. Но, пока не о ней.

Сейчас разговор о трамвае, об одесском трамвае. Трамвай мне так же был  интересен с самого раннего детства. В Одессе мне особенно нравились  узкоколейные маршруты.  Я «захватил» узкоколейные трамваи 1, 5,17, 23, 28 и 30 маршрутов. Вагоны на этих маршрутах были тоже узкие, под стать колее, и если «моторный» передний вагон  был еще более-менее большой и высокий (в моем понятии), то задний прицепной вагончик был какой то «игрушечный».

узкок.3
Постепенно, с годами, узкую колею в городе переделывали на нормальную. Так в начале 60-х годов 5 и 28 маршруты стали уже «ходить» по широкой колее, а 17 маршрут от Куликова поля (тогда Пл. Октябрьской революции) до Аркадии отменили вообще. В Аркадию и стал как раз ходить 5 маршрут. Дольше всех продержались узкоколейные трамваи 1 и 23 маршрутов. Молодое поколение одесситов тогда уже с юмором относилось к этим узкоколейным трамвайным маршрутам.  Помнится, в середине 60-х годов в народе ходили даже поговорки «Курица - не птица, 23-й — не трамвай» или  « 23-й — не трамвай, Черноморец — не команда». Были и еще поговорки, связанные с 23-м маршрутом трамвая, но мне не хочется в воспоминаниях обижать прекрасную половину человечества.

Во всех одесских трамваях того времени в каждом вагоне находился кондуктор. Даже, если точнее сказать «по- одесски», - кондукторша. Не помню ни одного случая, чтобы кондуктором в трамвае был мужчина. На шее кондукторши висела сумка, сбоку на ремешке сумки крепился рулон с билетами. Проезд на трамвае стоил 3 копейки. Место кондуктора было справа по ходу вагона, рядом с задней дверью. Кондукторши продавали билеты, объявляли остановки. На многих старых типах вагонов кондукторша еще и открывала и закрывала двери вагона. Как правило, это была передняя дверь прицепного вагона. Для этого на ее «рабочем» месте устанавливался пневмокран, на котором была затертая рукой до зеркального блеска металлическая плоская рукоятка. При повороте ее на 90 градусов раздавалось характерное шипение воздуха, и створки двери (о, чудо!) с грохотом открывались (или закрывались).

узкокол.

 У кондукторов обоих вагонов была «дистанционная связь» с вагоновожатым. Это был тросик (или проволока), протянутый по правому борту вагона под потолком и связанный с колокольчиком в кабине вожатого. На рабочем месте кондуктора к этому тросику иногда даже крепилась небольшая ручка на ремешке.  Дернув за нее , вожатому передавалась  информация, что «можно ехать». Возможно, что многократным подергиванием подавалась «команда» об экстренной остановке. Точно не знаю, но предполагаю, что так.  Неоднократно я наблюдал, как в момент, когда кондукторша отходила от своего места или отвлекалась разговором с пассажирами, молодые балбесы исподтишка дергали за тросик . Один раз даже трамвай остановился... Эх, какой же отборный одесский речитатив тогда я услышал от кондукторши!

Но, помимо продажи билетов, объявления остановок и всего прочего, многие кондукторши были своего рода «справочным бюро» или «экскурсоводом» по городу. Они выдавали людям всю интересующую их информацию, объясняли как и на чем им добраться до нужного места. Так же, от кондукторши, можно было услышать все самые свежие городские новости. Частенько пассажиры, как правило преклонного возраста,  вели с кондуктором различные разговоры «за жизнь». Сейчас таких отношений между людьми нет и в помине. С  введением в вагонах касс и компостеров  и с уходом  кондукторов, а так же  заменой старых трамваев на новые, ушла в Историю целая эпоха...

Комментариев нет:

Отправить комментарий