Знал бы я тогда, как этот день, о котором я пишу, повлияет на всю
мою жизнь – запомнил бы дату. Это было в конце июня, может в начале
июля, но это и не суть важно. Главное, что этот день был, был летом 1959
года. Я его опишу так, как он сохранился в моей памяти. Мне
исполнилось 10 лет, и мы тогда жили в Баку. Было жарко, самый разгар
бакинского лета. В этот день утром в семье было «озвучено», что
возможно, сегодня мы с братом срочно уедем вместе с отцом – пришла
телеграмма о плохом самочувствии дедушки. Все планы по проведению
отпуска в связи с этим были изменены. Мы с братом всегда с нетерпением
ждали поездки на каникулах в деревню к дедушке и бабушке, на Смоленщину.
Уж очень нам нравилось путешествовать на поезде.
Однако, в этот раз речь шла не о поездке на поезде, а о полете на самолете до Москвы. Сказать по правде, меня эта новость не сильно радовала, я никогда не летал, и было страшновато – всегда неизвестное пугает. Самолеты меня никогда не интересовали, близко я их не видел. То ли дело – паровозы или трамваи! А о самолетах я только и знал, что в СССР появился новый реактивный лайнер Ту-104, сам неоднократно рассматривал его в журнале «Мурзилка», даже «срисовывал» его через кальку. Там самолет был нарисован на развороте двух страниц. Там же была и большая статья (я ее тогда несколько раз прочитал), как люди мечтали о полетах, затем полетели на воздушном шаре, затем на аэропланах, затем на винтовых самолетах. Все было подкреплено картинками, а заканчивалась эта статья тем, как мальчик с мамой полетел из Москвы в Ленинград на Ту-104 в гости к деду Кириллу, который «оказался непоседой» и приехал их встречать в аэропорт. Весь полет занял всего 55 минут – это я тоже прекрасно помню. В последствии, я не однократно летал по этому маршруту – из Москвы в Ленинград, и как ни странно, вспоминал этот рассказ из Мурзилки. Однако прошло почти 50 (!) лет, а скорости не изменились, и этот маршрут мы проходили тоже за 55 минут, а то и более.
Как мы добирались до агентства Аэрофлота, откуда отправлялся автобус в аэропорт – я не помню. Зато помню, пока мама разговаривала и давала последние предотъездные напутствия отцу, мы с братом рассматривали стенд с черно-белыми фотографиями за стеклом агентства, на которых были изображены самолеты и интерьеры салона нового по тем временам самолета Ил-18, которые только начали поступать на эксплуатацию в Аэрофлот. Уже вечерело. Вскоре мы поехали на автобусе. Автобус был маленький, с одной передней дверью, которую открывал водитель специальной ручкой – «дистанционно». Мы сидели впереди, во всяком случае, я хорошо видел шофера, который всю дорогу разговаривал с кем-то на азербайджанском языке и при разговоре часто отпускал руль, разводя в сторону руками.
Аэропорт Бина запомнился как небольшой парк с соснами, кипарисами и кустами, рассеченный асфальтированными аллеями и небольшим, приземистым зданием аэровокзала. Папа сказал, что наш рейс задерживается, и мы прошли по главной аллее к выходу на летное поле, посмотреть на самолеты. Там был небольшой полукруглый «пятачок», на нем было несколько скамеек, и от летного поля его отделяла невысокая ограда с калиткой для выхода пассажиров. Рядом с выходом, справа и слева, хорошо освещенные прожекторами, носом к носу стояли пассажирские самолеты! Я впервые так близко видел большие самолеты. Хотя, это были не такие уж и большие машины - Ли-2 и Ил-14, но впечатление они на меня произвели огромное, особенно, когда запускали двигатели и гудя моторами, выруливали со стоянки. Поздно вечером мы видели как один самолет с 4-мя двигателями часто взлетал и садился – это была аэродромная тренировка на Ил-18, но я тогда ничего этого не знал. Только помню, что рядом с выходом, где мы находились, Ил-18 не было, - только поршневые двухмоторные машины.
Каждый раз, когда заруливал очередной самолет, брат говорил – «Вот на таком мы полетим, на Дугласе!». Но это, конечно были не Дугласы, а наши самолеты, ставшие впоследствии легендами. Помню, я тогда еще обратил внимание, что самолеты, хоть они и были, как мне казалось, похожи друг на друга, отличались тем, что у одних было переднее колесо и четырех лопастные винты, а у других – хвостовое колесо, «задранный» высоко нос и винты с тремя лопастями. (Ил-14 и Ли-2) Затем я стал замечать и некоторые другие отличия, а один раз на стоянку зарулил самолет с двумя выпуклыми, как у стрекозы глазами, - стеклянными полушариями справа и слева по борту, - сразу за стеклами пилотов. (Это были блистеры, где при необходимости устанавливаются навигационные устройства, или для визуально наблюдения. Вероятно, этот самолет использовался на аэрофотосъемке или других специальных работах )
В моей детской душе стал пробуждаться определенный интерес, однако преобладало чувство страха – ведь придется на такой «интересной машине» еще и лететь! Я в течении этого вечера уже несколько раз спрашивал у папы – «а не страшно лететь?», и получал ответ «не страшно…», но смутные сомнения меня не оставляли. В тот же вечер я несколько раз обращал внимание на группы людей в синих форменных костюмах с золотыми нашивками на рукавах, тогда же несколько раз услыхал мало понятное слово «экипаж». Один раз экипаж расположился возле выхода на скамейке, с ними была девушка, тоже в форме, и в пилотке, а мужчины были в фуражках. Они громко разговаривали и смеялись. Наверное прилетели на «эстафету», или улетали, дожидаясь своего борта. Такими они и запомнились мне навсегда – уверенными в себе, веселыми и красивыми. Мог ли я тогда представить, что этот вечер станет переломным в моей судьбе, именно отсюда начнется мой полет длинною в Жизнь!
Комментариев нет:
Отправить комментарий