среда, 26 декабря 2012 г.

Воздушная прогулка над Одессой, 1963 год. Часть 1

Этот интересный эпизод в моей жизни произошел летом 1963 года в Одессе, во время летних каникул. С моего первого и единственного полета в 1959 году прошло долгих, как мне тогда казалось, четыре года. А мечта летать, ну, хоть бы еще раз подняться в небо, не проходила, - наоборот только окрепла. Я закончил седьмой класс, и уехал из Баку с бабушкой на каникулы в Одессу. К тому времени я уже три года занимался авиамоделизмом, год назад мы «расстались» с Георгием, последний год я ходил в авиамодельный кружок во Дворец пионеров к Матвееву. В «вопросах» авиации я уже был достаточно «образован» - прочел множество книг об авиации, и художественных, и специальных. Построил за эти годы немало летающих моделей, научился пилотировать кордовые модели самолетов. Побывал с Георгием и на экскурсии в аэропорту зимой 1961-62, там «пощупал» самолеты даже руками и  посетил кабины самолетов Ил-14 и Ли-2, - я уже писал об этом.


 Но в небо с того первого полета 1959 года больше так и не поднимался. «Летал» только по ночам, во сне.  А здесь, приехав в Одессу,  вдруг с радостью узнал, что по воскресеньям в одесских аэропортах «Центральный» и «Застава» производятся катание на самолете над городом всех желающих. Сейчас точно не помню, но, кажется, полет продолжительностью 15 минут, стоил 1 рубль (взрослый) и 50 копеек (!) детский.  По всему городу были развешены рекламы, предлагающие совершить «воздушную прогулку». Как я тогда «загорелся»!  Появилась реальная возможность снова подняться в небо!  Сейчас уже и не помню, - с «трудом» или нет, но разрешение совершить полет в ближайшее воскресенье было получено. Тогда большую поддержку в осуществлении этого «мероприятия» я получил от двоюродного брата и его жены.

К сожалению, рекламу из старых одесских газет мне найти не удалось, зато нашел подобную рекламу в читинской газете (г.Чита) как раз за те же годы.Тогда во многих городах устраивали воздушные прогулки над городом, думаю для привлечения молодежи в авиацию, которая в те годы развивалась бурными темпами...
Помню поездку на переполненном и душном автобусе «Львов» маршрута 104. Почему то запомнился пожилой дядька, который сидел слева у окна и чисто «по - одесскому» безостановочно болтал со своим соседом по креслу. Сверху основных окон на автобусах этого типа были полукруглые окошки с зелеными стеклами, которые потом «переходили» в довольно узкий потолок салона. Эти зеленые «окошки» создавали совершенно фантастический зеленоватый цвет седых волос, постриженных «ежиком»  этого дядьки. Сейчас автобусы такого типа можно увидеть только в старых советских фильмах.

Автобус  ЛАЗ - 695


 Я оказался прав в одном – в аэропорту «Застава» тетя купила мне билет на ближайший вылет без проблем. Здесь мы узнали, что самолет сядет в аэропорту Центральный. Оттуда можно вернуться служебным автобусом, который был специально «запущен» между двумя аэропортами, либо снова купить билет и прилететь обратно самолетом. К моей радости, тетя разрешила мне вернуться снова самолетом!
 Недалеко от невысокого ограждения, слева, на травяном поле стоял двухмоторный самолет Ли-2.

Самолет Ли-2
Ли-2

Этот самолет был уже мне хорошо «знаком». Входная дверь была открыта, к двери был приставлен невысокий трап. Все остальные самолеты в аэропорту были бипланы Ан-2 и маленькие двухмоторные Л-200 «Морава» и «Супер-Аэро45», - каждый на 3-4 пассажира.

Самолет Ан-2
Ан-2

Самолет Л-200  Морава
Л-200 Морава

Аэро-45

Желающих «покататься», уже с билетами на руках, набралось более двух десятков человек. В основном – это была организованная группа из какого то техникума или ПТУ, старше меня возрастом, с руководителем.  Пока ожидали посадку, мою тетю узнала и окликнула ее старая знакомая, которая работала дежурной по посадке аэропорта. Она была в форме Аэрофлота, с повязкой на руке. Она и должна была нас «сажать» в самолет. Они разговорились между собой, тетя сказала, что я - ее племянник, и что мечтаю об авиации и полетах. Тетка эта оказалась веселой, все смеялась и говорила с украинским акцентом.

Когда началась посадка в самолет, меня группа «организованной молодежи» по свойски оттеснила от трапа, пытаясь зайти в самолет первыми. Однако, тетина знакомая быстро навела порядок у трапа, подвела меня и пропустила в самолет одним из первых. При этом шепнула, чтобы я садился вперед, - там, мол, меньше укачивает. Но не на того напала! Мне наоборот, хотелось сесть сзади, как и тогда, когда мы летели с отцом и братом, - где больше всего «качает» и крыло не закрывает обзор. И я, не раздумывая ни секунды, занял крайнее правое кресло у окна. Обзор был изумительный. Опять я вдыхал этот ни с чем неповторимый запах самолета и неба! Мне все происходящее казалось очередным сном. Не верилось, что через несколько минут я поднимусь в небо…

 Быстро рассадили пассажиров, кто то  из этой группы «организованной молодежи» встал впереди салона и попросил всех смотреть на него – он вытащил фотоаппарат и сделал пару снимков – на память об этом «событии», - полете на самолете.  Со мной рядом сидел парень, старше меня, тоже из этой «группы». Он спросил меня – мол, а летал ли я когда ни будь на самолете. Я, не чувствуя подвоха, сказал, что да, один раз четыре года назад летал. Он тут же попросил меня поменяться с ним местами, чтобы сесть самому у окна, - дескать, он первый раз в жизни собирался лететь, и чтобы лучше все увидеть, ему необходимо сидеть у окна. Но я тогда не поддался на «провокацию», - вот ведь «хваткий» паренек оказался! Лишь бы себе «урвать», - такие, к сожалению, по жизни всегда есть рядом …

От самолета вручную откатили трап, и через минуту экипаж запустил сначала левый, а потом и правый двигатели. Самолет на короткое мгновение окутался белым дымом, но тут же струя воздуха от винтов сдула все назад. Я сидел в самолете с работающими двигателями, который собирался взлетать! Мне тогда даже не верилось в такое счастье! Прогрев пару минут двигатели, самолет, поскрипывая тормозами, а скрип тормозов колес на Ли-2 слышен в самолете отчетливо, плавно порулил по травянистому полю к точке старта. В то утро самолеты на «Заставе» взлетали и садились в направлении с севера на юг. Мы рулили в противоположный от аэровокзала конец поля прямо по укатанной грунтовой взлетной полосе. Не отрываясь я смотрел в окно, внимательно «изучая» все, в общем то уже известные мне, элементы конструкции самолета. В торце полосы самолет плавно развернулся на 180*, прорулил несколько метров по прямой и остановился. Наступал «момент истины»…

Не далеко от полосы, вдоль всей ее длины, справа  шла лесополоса деревьев акации. Двигатели загудели громче, но самолет стоял на месте, а потом энергично покатился вперед, а в процессе начала движения двигатели вышли на взлетный режим. Самолет задрожал мелкой дрожью. Мне тогда показалось, что на Ил-14 двигатели на взлете гудели гораздо громче, да и ускорение движения на Ли-2 несколько медленнее и плавне, чем на Ил-14. На других самолетах я не летал, и сравнивать мог только со своим первым полетом. Но, тем не менее – мы взлетали! В первые же секунды разбега пол салона самолета почти выровнялся, - хвостовое колесо уже летело, земля, покрытая травой и лесопосадка справа «набирали скорость», все убыстряя свой «бег» назад... Самолет упруго вздрагивал на неровностях грунта, и наконец – о чудо, толчки колес о землю прекратились, мы «повисли» в воздухе.


Земля стала быстро уходить вниз, под нами проплыла дорога - Тираспольское шоссе, в которое переходит ул. Столбовая, по которой мы и приехали на автобусе в аэропорт. Самолет, продолжая набирать высоту, стал разворачиваться вправо. Неожиданно появилось чувство проваливания вниз, - самолет начало болтать. Ведь было жаркое лето, и, не смотря на утро, воздух уже хорошо прогрелся, и чувствовалась, так мне понравившаяся еще тогда, в 1959 году, болтанка. Я «прилип» к окну – такая красивая, почти фантастическая в моем понятии, картина плавно проплывала под крылом! В развороте, почти под нами, была видна «развязка» дорог - 4 или 5 шоссе «звездой» расходились в разные стороны. Самолет набрал, как мне кажется теперь, метров 200, не больше. Режим работы двигателей экипаж «прибрал», - мы ведь никуда не спешили, да и загрузка была небольшая. В салоне было довольно тихо, можно было разговаривать в полголоса. Я прекрасно помню тот полет, часто его вспоминал и уверен – мы летели тогда ниже высоты "круга", - чтобы не мешать движению воздушных судов Одесского аэроузла.

Комментариев нет:

Отправить комментарий