Сейчас, возвращаясь к основной, авиационной тематике, мне хочется
сделать небольшое лирическое отступление. Смею полагать, что большинство
тех, кто прочтет мои «записки» и «воспоминания», непосредственно с
авиацией тесно не связаны, или если и связаны, то, скорее всего так же
как и я – в прошлом. Авиационная тема емкая и интересная для очень
многих людей, - независимо от их возраста и рода занятий. Поэтому я и
хочу рассказать о том, как «это было», о том, что мне довелось узнать,
увидеть и пережить. Как я уже упоминал в предыдущих главах, мой
«авиационный стаж» с момента поступления в училище и до ухода на пенсию
составил тридцать девять лет, из них на летной работе более 34 лет. Это,
может и не очень много, но и не слишком мало, - это смотря с какой
стороны на это смотреть…
Я ушел из «большой» авиации летом 2006 года, и всю жизнь работал только на советской авиационной технике. Так уж случилось, что на моих глазах происходило бурное развитие советской гражданской авиации, пик ее славы и объема перевозок в 60-х и 70-х годах, спад деятельности к концу восьмидесятых годов, и полных крах к концу 90-х годов. То же самое, кстати, происходило и с авиацией других ведомств – ВВС (военно-воздушные силы), ДОСААФ (спортивная авиация) и МАП (Министерства авиационной промышленности). А так уж сложилась моя авиационная «составляющая» судьбы, что в той или иной мере, в разные годы, я был связан с авиацией и этих ведомств. Хотя основная часть моей трудовой деятельности, все же была связана с гражданской авиацией СССР, впоследствии России.
В своих записях я не собираюсь восхвалять былые времена или критиковать сегодняшнее состояние российской авиации, российского авиапрома и уровня подготовки авиационных кадров, - об этом и так много говорят и много написано. Это уже многократно анализировали компетентные люди и ведомства, - и в печати, и по телевидению, и в Интернете. Хотя, для меня это все и так очевидно…
Мне хочется рассказать о «моем» времени, времени, когда наша страна по праву считалась могущественной авиационной державой, а наша гражданская авиация называлась АЭРОФЛОТ и являлась самой большой авиакомпанией в Мире.
А еще я хочу всем, кто еще этого не знает, сказать: все люди, которые не относятся к летному составу, но пришли работать в авиацию, - это несостоявшиеся летчики. На это у каждого была своя причина, своя «история»… Но, зато с уверенностью могу сказать, что «случайных» людей в авиации практически никогда не было, и все кто пришел в авиацию сознательно – все трепетно любили и любят небо, полеты и самолеты.
Все воспоминания, размышления и заключения я делаю, только опираясь на свое «видение» того или иного события, и ни кому не навязываю своего мнения.
ВЛЭК… Эта аббревиатура расшифровывается, как «врачебно-летная экспертная комиссия». Тема для летного состава не простая, но рассказать о ней необходимо. Мне лично, это «сочетание четырех букв» доставило очень много волнений и переживаний, можно даже сказать – душевных и физических мук. Я не преувеличу, если скажу что и не мне одному, а практически всем, кто работал в авиации и даже тем, кто только пытался в авиацию придти. Не знаю, кто прочтет эти строки, но если, где ни будь, вам доведется услышать, что все эти авиационные медкомиссии или медицинский отбор кандидатов – ерунда, главное быть «смелым» и уверенным в себе, и все будет ОК, - не правда. Как и не правдой будут байки «бывалых» авиаторов, для которых прохождение медицинской комиссии при поступлении в училище, а в дальнейшем и при работе, было «как раз плюнуть». Никогда не верьте этим словам – это банальная ложь.
Летный состав на протяжении всей жизни не то, что побаивались, а просто боялись идти на ВЛЭК, хотя внешне каждый всячески старался показать свою уверенность и смелость в таком «обыденном» деле, как прохождение годовой медкомиссии. А чем старше становились люди, тем страшнее и тяжелее было ожидание, «подготовка» и прохождение очередной ВЛЭК. Причину очень легко объяснить – не дай Бог что то «найдут» и напишут какой ни будь «непроходной» диагноз – и в мгновенье ока можно было лишиться работы и потерять все, что с таким трудом было «выстрадано» годами… Фактически, в любой момент могла произойти катастрофа карьеры и судьбы человека в целом.
Но зато, сколько было неподдельной радости, когда человек получал заветный вкладыш в летное свидетельство сроком на год! В последние годы, этот годовой вкладыш, в «народе» стали называть «хлебная карточка». Из санчасти «летели» как на крыльях, радовались как дети! Обязательным «ритуалом» было и небольшое застолье, - в кругу семьи или друзей. Я говорю это не только про себя, но и про всех, кого знаю, так как сам тому свидетель. Лично для меня день, когда я заканчивал прохождение ВЛЭК и получал вкладыш с допуском – был одним из самых счастливых дней в году. А что такое в одночасье быть списанным по состоянию здоровья и потерять любимую работу, да еще в молодом возрасте, когда, казалось, все еще впереди –я сам знаю прекрасно, - потому что прочувствовал это на своей, как говорится, собственной «шкуре»…
Но это так, общее вступление, - так сказать «к сведению». А теперь о своих «приключениях» немного подробнее…
Справка ВЛЭК ("Хлебная карточка")
Обратная сторона справки ВЛЭК
Конечно, я уже со школьных лет знал, что для работы летчиком необходимо хорошее здоровье. А я физически сильным никогда не был, иногда не мог сделать некоторые упражнения, которые делали большинство моих одноклассников на уроках физкультуры. Но, как и все я «гонял» на велосипеде, до одурения бегал по двору - играя в футбол, летом много плавал и нырял с маской на море, когда на каникулах ездили в Одессу. В общем то вел обычный активный образ жизни, характерный для большинства подростков того времени. Телевизор смотрел мало, да и передач то почти никаких интересных не было. Компьютеров тогда тоже не было и в помине, - и это очень хорошо, т.к. это не испортило еще с юности зрение и психику. Вода, воздух и пища не были такими отравленными, как ныне… Теперь я понимаю – тогда, в детские и школьные годы, уже был заложен определенный «фундамент» здоровья. Даже себе сейчас и не представляю, может ли современная молодежь в общей массе быть достаточно здоровой - как мы в те годы?
Помню, как меня часто «подкалывал» соседский мальчишка из нашего подъезда, с которым мы одно время ходили в авиамодельный кружок, - мол, не возьмут меня, когда я вырасту, в летчики по здоровью. А я и в самом деле физически был слабее по сравнению с ним, хотя и был на год старше его. Причем, подкалывал он меня как то ехидно, со злостью. В последствии, когда мы уже уехали из Баку, я узнал, что он пытался покончить с собой из за неразделенной любви, но его спасли, - своевременно увезли по скорой помощи в больницу. В общем, с молодых лет мой бывший сосед стал инвалидом по собственной воле. Может, конечно, я и был слабее его физически, но психически здоровее – это точно.
Я ушел из «большой» авиации летом 2006 года, и всю жизнь работал только на советской авиационной технике. Так уж случилось, что на моих глазах происходило бурное развитие советской гражданской авиации, пик ее славы и объема перевозок в 60-х и 70-х годах, спад деятельности к концу восьмидесятых годов, и полных крах к концу 90-х годов. То же самое, кстати, происходило и с авиацией других ведомств – ВВС (военно-воздушные силы), ДОСААФ (спортивная авиация) и МАП (Министерства авиационной промышленности). А так уж сложилась моя авиационная «составляющая» судьбы, что в той или иной мере, в разные годы, я был связан с авиацией и этих ведомств. Хотя основная часть моей трудовой деятельности, все же была связана с гражданской авиацией СССР, впоследствии России.
В своих записях я не собираюсь восхвалять былые времена или критиковать сегодняшнее состояние российской авиации, российского авиапрома и уровня подготовки авиационных кадров, - об этом и так много говорят и много написано. Это уже многократно анализировали компетентные люди и ведомства, - и в печати, и по телевидению, и в Интернете. Хотя, для меня это все и так очевидно…
Мне хочется рассказать о «моем» времени, времени, когда наша страна по праву считалась могущественной авиационной державой, а наша гражданская авиация называлась АЭРОФЛОТ и являлась самой большой авиакомпанией в Мире.
А еще я хочу всем, кто еще этого не знает, сказать: все люди, которые не относятся к летному составу, но пришли работать в авиацию, - это несостоявшиеся летчики. На это у каждого была своя причина, своя «история»… Но, зато с уверенностью могу сказать, что «случайных» людей в авиации практически никогда не было, и все кто пришел в авиацию сознательно – все трепетно любили и любят небо, полеты и самолеты.
Все воспоминания, размышления и заключения я делаю, только опираясь на свое «видение» того или иного события, и ни кому не навязываю своего мнения.
ВЛЭК… Эта аббревиатура расшифровывается, как «врачебно-летная экспертная комиссия». Тема для летного состава не простая, но рассказать о ней необходимо. Мне лично, это «сочетание четырех букв» доставило очень много волнений и переживаний, можно даже сказать – душевных и физических мук. Я не преувеличу, если скажу что и не мне одному, а практически всем, кто работал в авиации и даже тем, кто только пытался в авиацию придти. Не знаю, кто прочтет эти строки, но если, где ни будь, вам доведется услышать, что все эти авиационные медкомиссии или медицинский отбор кандидатов – ерунда, главное быть «смелым» и уверенным в себе, и все будет ОК, - не правда. Как и не правдой будут байки «бывалых» авиаторов, для которых прохождение медицинской комиссии при поступлении в училище, а в дальнейшем и при работе, было «как раз плюнуть». Никогда не верьте этим словам – это банальная ложь.
Летный состав на протяжении всей жизни не то, что побаивались, а просто боялись идти на ВЛЭК, хотя внешне каждый всячески старался показать свою уверенность и смелость в таком «обыденном» деле, как прохождение годовой медкомиссии. А чем старше становились люди, тем страшнее и тяжелее было ожидание, «подготовка» и прохождение очередной ВЛЭК. Причину очень легко объяснить – не дай Бог что то «найдут» и напишут какой ни будь «непроходной» диагноз – и в мгновенье ока можно было лишиться работы и потерять все, что с таким трудом было «выстрадано» годами… Фактически, в любой момент могла произойти катастрофа карьеры и судьбы человека в целом.
Но зато, сколько было неподдельной радости, когда человек получал заветный вкладыш в летное свидетельство сроком на год! В последние годы, этот годовой вкладыш, в «народе» стали называть «хлебная карточка». Из санчасти «летели» как на крыльях, радовались как дети! Обязательным «ритуалом» было и небольшое застолье, - в кругу семьи или друзей. Я говорю это не только про себя, но и про всех, кого знаю, так как сам тому свидетель. Лично для меня день, когда я заканчивал прохождение ВЛЭК и получал вкладыш с допуском – был одним из самых счастливых дней в году. А что такое в одночасье быть списанным по состоянию здоровья и потерять любимую работу, да еще в молодом возрасте, когда, казалось, все еще впереди –я сам знаю прекрасно, - потому что прочувствовал это на своей, как говорится, собственной «шкуре»…
Но это так, общее вступление, - так сказать «к сведению». А теперь о своих «приключениях» немного подробнее…
Справка ВЛЭК ("Хлебная карточка")
Обратная сторона справки ВЛЭК
Конечно, я уже со школьных лет знал, что для работы летчиком необходимо хорошее здоровье. А я физически сильным никогда не был, иногда не мог сделать некоторые упражнения, которые делали большинство моих одноклассников на уроках физкультуры. Но, как и все я «гонял» на велосипеде, до одурения бегал по двору - играя в футбол, летом много плавал и нырял с маской на море, когда на каникулах ездили в Одессу. В общем то вел обычный активный образ жизни, характерный для большинства подростков того времени. Телевизор смотрел мало, да и передач то почти никаких интересных не было. Компьютеров тогда тоже не было и в помине, - и это очень хорошо, т.к. это не испортило еще с юности зрение и психику. Вода, воздух и пища не были такими отравленными, как ныне… Теперь я понимаю – тогда, в детские и школьные годы, уже был заложен определенный «фундамент» здоровья. Даже себе сейчас и не представляю, может ли современная молодежь в общей массе быть достаточно здоровой - как мы в те годы?
Помню, как меня часто «подкалывал» соседский мальчишка из нашего подъезда, с которым мы одно время ходили в авиамодельный кружок, - мол, не возьмут меня, когда я вырасту, в летчики по здоровью. А я и в самом деле физически был слабее по сравнению с ним, хотя и был на год старше его. Причем, подкалывал он меня как то ехидно, со злостью. В последствии, когда мы уже уехали из Баку, я узнал, что он пытался покончить с собой из за неразделенной любви, но его спасли, - своевременно увезли по скорой помощи в больницу. В общем, с молодых лет мой бывший сосед стал инвалидом по собственной воле. Может, конечно, я и был слабее его физически, но психически здоровее – это точно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий